ММКЯ и ММДКЯ. День 1
Церемония открытия первой Московской Международной Книжной Детской Ярмарки, давшей старт 36-ой ММКЯ, началась с выступления Большого детского хора имени Виктора Попова, исполнившего песню «Дорогою добра». И похоже, о том, куда «по свету белому направиться с утра», как спрашивалось в написанной Юрием Энтиным песне, хорошо знали гости, собравшиеся на Улице перед Детским шатром, а также участники ММДКЯ и её организаторы.

«Мы долго шли к тому, чтобы детская ярмарка в Москве состоялась, — признался Владимир Григорьев, — задолго до всех "отмен" мы начали её готовить и, несмотря ни на что, решили не откладывать. В итоге была подготовлена программа, включающая события, интересные как широкому кругу читателей, так и профессионалам. Около 50 отечественных издательств, которые выпускают в том числе произведения молодых авторов, представят свои книги. Пройдут встречи с ведущими детскими авторами, а также дискуссии, лекции, выставки, показы». Директор Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры отметил особый статус новой ярмарки и назвал детскую литературу «самым важным экспортным сегментом нашей экономики», который «сейчас развивается и развивается очень успешно».
О том, какая интересная детская литература сейчас создаётся в России, рассказал спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству, автор «Культурной революции» и «заботливый дедушка» Михаил Швыдкой: «Сегодняшнее богатство детских книг меня потрясает. Они умные, они современные, они красивые. Выбирая книги для своих внуков, я ловлю себя на мысли, что и сам хочу провалиться в этот удивительный мир. Русская литература — великая литература. Она отзывчивая, глубокая, добрая. Её невозможно отменить».
Директор РГДБ Мария Веденяпина поприветствовала гостей из Грузии, Республики Беларусь и других стран СНГ, которые приехали на конференцию, посвящённую детской и юношеской литературе, чтобы «обменяться накопленным опытом и придумать новые общие проекты». Кроме того, как отметила Мария Александровна, в рамках детской ярмарки пройдёт Всероссийский Форум иллюстраторов, будут показаны лучшие работы молодых и маститых художников, а самое главное — вручена первая Национальная премия в области детской и подростковой литературы, учрежденная в 2023 году сразу двумя министерствами: Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации, чтобы поддерживать чтение в детской и подростковой среде и мотивировать молодых и уже состоявшихся российских авторов к созданию книг для детей и подростков. Гостей ярмарки также приветствовали детские писатели и поэты Андрей Усачёв, Анастасия Орлова и Галина Дядина.
После открытия на Главной сцене Михаил Швыдкой представил свою книгу «Культурная революция», где главные герои — это Алексей Баталов и Питер Брук, Олег Табаков и Марлен Хуциев, Галина Волчек и Александр Калягин, Ирина Антонова и Марина Лошак, Эдвард Радзинский и Михаил Жванецкий, Михаил Пиотровский и Игорь Костолевский. «Больше всего я люблю писать о своих друзьях», — рассказал Михаил Ефимович. Он тепло вспоминал о том времени, когда работал в «Российской газете», делился историями из жизни, рассуждал о роли культуры для общества, а также посоветовал по своей новой книге учиться произносить тосты.
Новая книга драматурга, прозаика, поэта Дмитрия Данилова «Пустые поезда 2022 года» — это цикл очерков о путешествиях по железной дороге, где путевые заметки чередуются с рассуждениями о российской повседневности и рассказами писателя о себе. Неспешное наблюдение за привычными вещами в попытке увидеть за ними что-то большее на фоне фотографического отображения действительности — это фирменный стиль Данилова. «Люблю ездить, люблю путешествовать, люблю об этом писать. Во время написания книги о читателе не думаю», — поделился автор, а также посетовал, что, по его мнению, в современной литературе не хватает книг о повседневности, про обычных людей. После презентации состоялась автограф-сессия.
Одна из самых популярных молодёжных авторов Ася Лавринович на презентации новой книги «Только попробуй уйти» собрала полный зал юных читателей. Также она рассказала о предстоящей экранизации своего романа «Загадай любовь» — сериал из 8-ми серий можно будет увидеть в онлайн-кинотеатре OKKO. Писательница открыла некоторые секреты написания своих произведений, рассказала почему предпочитает формат коротких романов, поделилась творческими планами, а также ответила на многочисленные вопросы гостей мероприятия и провела автограф-сессию.
На вопрос о том, кто не любит детские книги, заданный Андреем Усачевым всем пришедшим на поэтический концерт «Стихи на сцену», ответом ему была тишина. «Это, наверное, потому, — заметил поэт, — что их очень трудно не любить, если они хорошие. Я вот и сам люблю хорошие детские книги гораздо больше, чем взрослые». Так начался концерт, в ходе которого Анастасия Орлова прочла стихи о коварной орхидее и любви мамы-зайчихи; Алексей Зайцев рассказал про холодное какао зимой и горячее эскимо летом, а также про страусов и пчёл, прыжки на батуте и удивительное состояние невесомости, сравниться с которым, вероятно, может только счастливое детство; Наталия Волкова пожалела об «уезжающем лете» и «несчастной школе», а Михаил Есеновский поведал поразительную историю моли, устроившейся гардеробщицей в Большой театр.
«Таких людей, как я, на свете очень мало. Могу назвать лишь Кристофера Робина из книжки Алана Милна и Алексея Маресьева из "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого», — без лишней скромности признался Денис Викторович Драгунский, представляя на ММКЯ свою новую книгу — почти автобиографический роман под названием «Подлинная жизнь Дениса Кораблёва», в котором главы об отце и его взрослых книгах соседствуют с рассказами о школьных друзьях и походах с папой в цирк, езде на трамвае и старой Москве, обмене марками и птичьем рынке, первой любви и первых открытиях, удивительных судьбах и странных мелочах, которые невозможно, да и не хочется забывать. Что же касается вопроса о том, кто он — Денис Драгунский: тот самый Дениска Кораблёв из юмористических рассказов знаменитого папы, или всё-таки Денис Викторович Драгунский -—журналист и писатель, избравший в итоге ту же профессию, что и отец, но только много лет спустя после его смерти, — то на него не нашлось ответа даже у самого́ героя встречи.
Имена первых лауреатов Национальной премии в области детской и подростковой литературы стали известны на торжественном вечере, вести который было доверено «Мисс Вселенной» и филантропу Оксане Фёдоровой и начинающему актёру театра и кино, ученику 9-ого класса Леону Автаеву.

О том, «как удивительно», что такой премии «до сих пор не было» и как «ценно для всех нас», что наконец-то она появилась, рассказал советник президента РФ и председатель жюри премии Владимир Толстой.

Член жюри премии актриса Яна Поплавская назвала лучшую прозаическую книгу для детей: изданную «Росмэном» книгу Анастасии Орловой «Грузовик, а где прицеп?». Лучшим поэтическим произведением для детей судьи признали книгу Марины Тараненко «Собачье такси», которая вышла в издательстве «Нигма». Директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак объявил имя лауреата в номинации «Лучшее поэтическое произведение для подростков». Ирина Ермакова, получившая награду за сборник «Медное зеркало», призналась, как «удивлена и растрогана попаданием своей, в общем-то, взрослой книги в подростковую номинацию», и как счастлива этому решению. Писатель Сергей Шаргунов поздравил с победой автора лучшей прозаической книги для подростков — лауреата литературных премий «Книгуру», «Новая детская книга», литературного конкурса имени С. Михалкова Юлию Линде, создавшую фантастический мир «Гула Камакри. Легенды о проклятом таборе». Заслуженный художник РФ Анастасия Архипова вручила награду в номинации «Лучшая иллюстрированная книга для детей и подростков». За себя и сестру-близнеца Аню памятную статуэтку, диплом и денежный приз получила Варвара Кендель: книга «Смотри: Байкал», текст для которой был написан Ольгой Патрушевой, вышла в издательстве «Самокат». Владимир Григорьев назвал «Лучший издательский проект для детей и подростков»: победу в этой номинации одержал «Тримаг» с книгой «Наши комиксы 1911-2021. По страницам 13 российских и советских детских журналов». И, наконец, в категории «За вклад в развитие детской литературы» награду завоевал «папа» знаменитой Собачки Сони, автор «Неправильных сказок» и «Жуткого детского фольклора», писатель, поэт и драматург Андрей Усачёв.
На Главной сцене прошла встреча с блогером, писателем, стендап-комиком Натальей Красновой. Она анонсировала свою новую книгу, которая должна выйти в ноябре. Это будет целая энциклопедия, наполненная тонким юмором и иронией, где каждая женщина найдёт для себя актуальную и полезную информацию. Наталья рассказала, что для написания книги она изучила множество монографий на данную тему, ознакомилась с трудами антропологов и сексологов. Гости мероприятия задали Наталье вопросы, как о личной жизни, так и психологического характера.
ММКЯ и ММДКЯ. День 2
Второй день ММКЯ начался с презентации сборника прозы и поэзии «Лицей 2023. Седьмой выпуск». Сборник произведений лауреатов премии «Лицей» 2023 года представили поэт Дмитрий Воденников, писательница Дарья Месропова, поэт Степан Самарин, редактор и литературный обозреватель Анастасия Шевченко. В книгу вошли произведения поэтов и прозаиков из разных городов России: Варвары Заборцевой из Архангельской области, Дарьи Месроповой и Степана Самарина из Москвы, Сергея Скуратовского из Нижнего Новгорода, Ольги Шильцовой из Санкт-Петербурга и других молодых авторов. Также на презентации выступила директор премии «Лицей» Татьяна Восковская. Она рассказала о том, что «Лицей» — это целая экосистема, которая дает дополнительную возможность стать замеченным.
Одно из ключевых событий дня — торжественное открытие стенда Республики Беларусь — Почетного гостя 36-й Московской международной книжной ярмарки. В открытии приняли участие министр информации Республики Беларусь Владимир Перцов, председатель Союза писателей Беларуси Александр Карлюкевич, председатель Федеральной национально-культурной автономии «Белорусы России» Сергей Кандыбович и Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Бэлла Черкесова. Почетные гости торжественно перерезали ленту с белорусским орнаментом, что символизировало открытие стенда. Министр информации Республики Беларусь Владимир Перцов поблагодарил российских коллег за сотрудничество и выступил с речью о ценности книги: «Книга является проводником классических ценностей и исторической правды и должна быть основным инструментом образования человека и формирования его личности. Чем больше человек читает, тем более правильно правильно думает и говорит». Также он рассказал о некоторых проектах, которые белорусская делегация представит на ММКЯ. Это совместный историко-просветительский проект Министерства информации Республики Беларусь и лауреата премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» Владимира Лиходедова «Батьковщина. В поисках утраченного». Оригинальным дополнением проекта является возможность интерактивного оживления фотографий, размещенных на стенде Республики Беларусь, с помощью мобильного приложения АіВ.

Среди издательских проектов Владимир Борисович особо выделил книгу «Геноцид белорусского народа», подготовленную совместно с Генеральной прокуратурой Республики Беларусь и получившую широкую популярность в Беларуси — вместо запланированного тиража 1000 экземпляров выпущено уже 17000 книг.
В детском шатре 31 августа прошло сразу несколько сессий Всероссийского форума иллюстрации. Сборник «Классика детской литературы стран "Одного пояса, одного пути"», изданный на русском и китайском языках, представили его составитель Юрий Нечипоренко и художники Евгений Подколзин, Никита Терешин и Екатерина Голованова.

Идея выпустить большую книгу русских сказок с иллюстрациями современных русских художников родилась у китайских издателей несколько лет назад, когда писатель и учёный Юрий Нечипоренко с упоением рассказывал гостям Международной книжной ярмарки в Пекине о нашей литературе. Тогда-то и было принято решение о том, чтобы грядущая книга включала в себя и русские народные, и современные авторские сказки, а иллюстрации к ним создавали бы художники разных школ, возрастов и стилей. В итоге получилась «очень пёстрая, яркая и по-хорошему разномастная книжка», — резюмировал Нечипоренко.

О том, как проходила работа над распределением сказок среди художников, выбором «своего почерка» и созданием общего «впечатления цельности», рассказал заведующий кафедрой иллюстрации и эстампа Института графики и искусства книги им. В. А. Фаворского Евгений Подколзин. «Эта замечательная книга стала, в первую очередь, совместным проектом и удивительна она, как мне кажется, тем, что над ней в равной мере трудились преподаватели и ученики. Наша книга как будто показывает всю палитру возможностей современных российских художников: от классических и, так сказать, консервативных — до совершенно необычных и даже авангардных решений. И я, признаться, немного завидую китайским детям: нет ничего лучше, чем изучать другой язык и другую культуру, читая сказки».
На Главной сцене состоялось мероприятие, посвященное литературе о Донбассе и СВО. Редактор издательства «Вече» Сергей Дмитриев, председатель правления Союза писателей России Николай Иванов и член правления Союза писателей России Виктор Кирюшин представили книжные серии, вышедшие в издательстве «Вече» — «Воины России» (восемь книг), «Библиотека Донбасса» (семь книг), а также внесерийные книги — «Неотправленные письма» и «Тени Донбасса» Олега Роя; «Донбасс — сердце России» Олега Измайлова. В общей сложности в издательстве «Вече» вышло 40 книг о Донбассе и о военной истории, недавно появились первые региональные Книги памяти СВО, а также первая в мире книга о беспилотниках.

Также был представлен только что вышедший, восьмой по счёту, коллективный поэтический сборник «ZOV юных сердец» из серии «Воины России». Эти сборники не поступают в продажу, а отправляются на фронт. В ходе встречи было принято решение опубликовать их хотя бы в электронном виде, чтобы у большего числа людей была возможность ознакомиться с патриотической поэзией.

На мероприятии также выступила член белорусской делегации, первый заместитель Союза писателей Беларуси, писатель и публицист Елена Стельмах. Член Правления Союза Писателей России, профессор Александр Бобров исполнил военные частушки.
Тем временем, в «Литературной гостиной» поэтесса Анна Ревякина, которую называют «голосом Донецка», представила свой новый сборник «Герои», вышедший в серии «КПД» (Колобродов – Прилепин – Демидов) издательства «Лира». Анна читала свои стихотворения, рассказывала о родном Донецке, отвечала на вопросы читателей – в том числе о красной розе на обложке своей новой книги и запахе родного города. Оказывается, Донецк считается «городом миллиона роз», поэтому для Анны он всегда пахнет розами и угольной пылью.
Ольга Савельева, или «женщина в кокошнике» — как сама себя представила гостям встречи автор книги «Шпаргалка. Рассказы, которые помогут решить жизненные задачки» — поделилась своими соображениями о том, что делает писателя писателем, и может ли хороший блогер осмелиться так себя называть. «Никто не воспринимает профессию блогера всерьёз. Никто не благоговеет, услышав, что перед ним стоит блогер. Никто не считает, что блогер занимается интеллектуальным трудом. Именно поэтому, как мне кажется, и тут, и во многих других ситуациях, случающихся в жизни, очень важно, в первую очередь, договориться с самим собой». По словам Ольги Савельевой лишь в «Шпаргалке» — своей одиннадцатой по счёту книге — она впервые «разрешила себе не имитировать, будто является прозаиком»: «Я не Пришвин. Я так не умею. Не хочу начинать историю с красивого и длинного описания какого-нибудь вида или падения на землю осеннего листа. Так что, наверное, моя "Шпаргалка" — это, помимо прочего, ещё и книга про авторский стиль... Я убеждена в том, что невозможно научить писать. Но можно научить вдохновлять. Вот это я и попыталась сделать: написать сборник вдохновляющих подсказок, помогающих справиться, когда твой метафорический самолёт внезапно пикирует».
Основатель и директор издательства «Пешком в историю» Екатерина Каширская представила свой взгляд на то, какой научпоп необходим современным детям. Вместе с писателем, переводчиком и педагогом Петром Волцитом она рассказала о тех форматах, которые выбирают они, а также коллеги в России и за рубежом, чтобы умные книги на самые разные темы были интересны детям. «Привычная практика простого перечисления фактов, которая была характерна для детских энциклопедий доинтернетной эпохи, в наши дни уже себя изжила. Это скучно и в некотором роде бесполезно. Именно поэтому мы стараемся предложить читателям как можно больше других вариантов знакомства с миром науки. Выпускаем книги-картинки, комиксы, графические романы, виммельбухи и авторские альбомы, в основе которых лежит комплексный подход к подаче материала. А наши знаменитые исторические энциклопедии — "Мы живём в Древнем Египте" или "Мы живём в Каменном веке" — говорят с детьми, в первую очередь, о том, как люди, жившие в другие эпохи и в других странах, одевались по вечерам, чем они завтракали по утрам, где спали ночью и чем занимались днём, — то есть о повседневном опыте. И это действительно важно. Именно такие вещи делают историю ближе и понятнее».
На Главной сцене с большим успехом прошла встреча с писателем Михаилом Елизаровым. Он представил свою новую книгу «Скорлупы. Кубики», а также специальное издание романа «Библиотекарь», приуроченное к выходу сериала по его мотивам. Встреча проходила в формате вопросов и ответов. Михаил рассказал о своем отношении к готовящейся экранизации, о музыкальных мотивах в его произведениях, о своем творчестве и литературных предпочтениях. Знакомство с собственным творчеством рекомендует начинать с книг «Мы вышли покурить» или «Библиотекарь». Желающие получить автограф ждали своей очереди даже после завершения работы Ярмарки.
В Электротеатре Станиславский прошла церемония награждения национального книжного конкурса «Книга года». И обладателем премии стал главный редактор «Объединенного гуманитарного издательства» Максим Амелин за антологию «Современная литература стран СНГ», в которую вошли три тома: «Поэзия», «Проза» и «Детская литература».
ММКЯ и ММДКЯ. День 3
Рассказываем, как прошел третий день на ММКЯ и ММДКЯ!

Удивительной красоты каталог выпущенный к выставке «"Салонов" Дидро», которая 6 июля открылась в ГМИИ им. А.С. Пушкина, представила её куратор, заведующая отделом искусства старых мастеров, кандидат искусствоведения Анна Сулимова. Большая книга, в необычном переплете которой угадывается шпалерная развеска, повторяющая принцип иерархии жанров в залах Лувра, одновременно приглашает и на выставку в Москве, и в парижские художественные салоны XVIII века, где так любил бывать Дени Дидро. Живописные полотна кисти Шардена и Фрагонара, Буше и Грёза, скульптура и графика выдающихся мастеров французской школы, редкие монеты и предметы декоративно-прикладного искусства, — около 250 экспонатов, некоторые из которых были отреставрированы специально для этого музейного проекта, "рассказывают" историю знаменитых выставок современного искусства, регулярно проводившихся Королевской академией живописи и скульптуры в Париже.

«Вероятно, многие из нас знают Дидро в первую очередь как просветителя, философа, драматурга и писателя. Должна сознаться, что мне, как искусствоведу, он больше интересен в качестве критика современного искусства, оказавшего огромное влияние на становление и развитие этого жанра. Впрочем, отделить Дидро-художника от Дидро-критика — задача не из лёгких. Он мог разнести не понравившуюся ему картину в пух и прах, а мог и сам — при помощи слов — нарисовать картину того, что увидел, глядя на полотно», — поделилась Анна Сулимова, чья научная статья, наряду со статьями других искусствоведов и приглашенных историков включена в книгу.
Историк, исследователь русской литературы, основатель и президент Фонда Достоевского Игорь Волгин представил на Главной сцене книгу «Круговая порука. Жизнь и смерть Достоевского. Пятикнижие», вышедшую в издательстве «Альма Матер». Новая книга является своего рода путеводителем по нескольким фундаментальным работам автора.

На презентации прозвучали интересные факты из жизни Достоевского — история знакомства с женой Анной Григорьевной и цитаты из ее дневников, результаты архивных исследований, подробности отношений Достоевского с другими писателями.

Автор множества книг о Достоевском, Игорь Волгин сделал большое количество уникальных открытий, которые помогают постичь драму жизни и смерти выдающегося писателя. Книги Волгина, переведенные на иностранные языки, послужили поворотом для мировой историко-биографической прозы. Сам автор называет свои книги «ненаучным чтением для образованного читателя».
В первый день осени детский писатель, педагог и психолог Анна Гончарова спросила у пришедших на встречу с ней юных читателей, чем она — осень — так уж хороша? Ответы «клюквой», «шуршащими под ногами листьями» и «печёной картошкой» заняли три первых места. А вот чтению досталось почетное четвертое место. Между тем, умелому совмещению главных осенних удовольствий и оказалась посвящена новая книга «Рецепты Волшебного леса», презентация которой состоялась на ММДКЯ. По её сюжету, бабушка енотиков Ени и Ели, задумавшая издать кулинарный сборник рецептов, внезапно обнаружила пропажу единственного экземпляра рукописи. Чтобы помочь бабушке, маленькие еноты отправились на поиски новых рецептов: так они открыли для себя секрет приготовления морковного пирога от Зайчихи, овсяного мусса из каши от Лисы, ягодного взвара от Медведицы, лунных блинов от Совы и подгоревшего черного бутерброда от Гнома.
На площадке «У страниц нет границ» ведущий Андрей Краснов провел встречу с писательницей Машей Трауб. Она представила книгу «Новые семейные обстоятельства» и рассказала о дальнейших творческих планах. Ее новый роман поднимает актуальную для многих тему: развод родителей. «Книга получилась добрая и уютная, про любовь к детям и любовь к жизни. Кто читал — всем нравится», — рассказала писательница.

Маша Трауб написала более 40 взрослых книг и несколько детских. «Свою лучшую книгу я еще не написала, — призналась писательница, — но готова попробовать себя и в любых других жанрах, кроме фантастики. Уже пыталась написать любовный роман и детектив, но опыт был неудачным». Она рассказала, что очень ответственно относится к издательскому процессу и всегда все сдает в срок. В работе обычно несколько рукописей, в год выходит по три романа — это ее комфортный темп. В прошлом журналист, Маша Трауб жалеет, что сейчас не работает в этой сфере — считает, что написание еженедельных колонок — это хорошая тренировка для мозга.
Сегодня на Главной сцене ММКЯ состоялось одно из важнейших событий деловой программы для профессионалов отрасли — традиционная отраслевая конференция «Книжный рынок России – 2023», организованная Российским книжным союзом совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В ней приняли участие директор Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры России Владимир Григорьев, генеральный директор издательства «ЭКСМО» Евгений Капьёв, президент Ассоциации книгораспространителей, главный редактор журнала «Книжная индустрия» Светлана Зорина, генеральный директор типографии «Парето-Принт» Павел Арсеньев и другие ключевые фигуры российского книжного рынка.

В ходе конференции обсуждалось состояние и перспективы развития российской книжной отрасли, основные тенденции книгораспространения в России в I полугодии 2023 года, тенденции развития рынка учебной книги, электронных и аудиокниг. Поднимались вопросы о мерах борьбы с «пиратством» в электронном книгоиздании, присоединении книгоиздательской отрасли к «антипиратскому» меморандуму и о создании механизма саморегулирования в отрасли в 2024 г.
Важный разговор о том, как «расчитать» подростков, которые утверждают, что классика — это скучно, состоялся 1 сентября в рамках ММКДЯ на презентации волшебной серии писателя-фантаста Вадима Панова «Непревзойденные».

Что такое фэнтези? Чем оно отличается от сказки? И каким образом фантастические истории помогают развивать воображение и образное мышление? Вопросы, заданные модератором встречи — популярным книжным блогером Светой Гусевой, дали возможность поразмышлять о понятии «сюжета» и «образа», функции учителя и родителя, а также феномене чтения. «Когда мы читаем книгу, мы как будто снимаем у себя в голове фильм. Это серьёзная творческая работа. Хотя мы порой даже не осознаём, какой сложный процесс запускается в нашем мозгу, когда мы читаем... Есть мнение, что чтение — просто один из способов провести время. Может быть. Но лично я убежден, — заметил Панов, — что чтение является лучшим в мире фитнес-центром для нашего мозга».
Писатель, литературовед, литературный критик Павел Басинский, ведущий продюсер «Студии Видеопрокат» Анастасия Корецкая, режиссёр, сценарист, продюсер Анна Колчина и режиссер Иван Юдин представили новый проект «Студии Видеопрокат» при поддержке Института развития интернета — документальный сериал по книге Павла Басинского «Подлинная история Анны Карениной». Команда создателей рассказала как зародилась и получила воплощение идея об экранизации романа, представили продюсерский концепт сериала и кастинг исполнителей главных ролей. На экране Главной сцены были показаны декорации съемочных павильонов, референсы рисунков нейросети и другие интересные детали.

Начало съемок запланировано на конец сентября, а показ фильма — на начало весны 2024 года, по одной серии в неделю. Всего будет шесть серий по 50 минут. Каждая из них — это портрет одного или нескольких героев романа. В финале каждой серии будет появляться, дорисованный нейросетью, портрет героя, которому серия была посвящена. Также будут использованы кадры из разных экранизаций «Анны Карениной», хроника с записями спектаклей и интервью с создателями различных версий экранизаций. Символично, что съемки начнутся в 2023 году — это год 150-летия с начала написания романа.
ММКЯ и ММДКЯ. День 4
Четвертый дня ММКЯ начался с презентации книги «Шедевры Третьяковки. Личный взгляд» Зельфиры Трегуловой. Это книга о шедеврах живописи, которые автор считает самыми важными в русском изобразительном искусстве — начиная с гигантского полотна Александра Иванова «Явление Христа народу» и заканчивая работой художника-нонкорфомиста Эрика Булатова «Картина и зрители». «Это книга высокого культурного уровня, при этом ориентированная на широкий круг читателей», — охарактеризовала свое детище Зельфира Исмаиловна.

На встрече прозвучало много интересных фактов, касающихся живописи и искусствоведения — о знаменитых полотнах российских художников XIX и XX веков, детали биографий мастеров живописи, особенности их художественного стиля. Зельфира Исмаиловна рассказала о том, как начинался ее путь в мир изобразительного искусства — в возрасте семи и десяти лет она попала на экскурсии с замечательными экскурсоводами, которые произвели на нее настолько сильное впечатление, что захотелось связать свою жизнь с искусствоведением. Она посоветовала начинать приводить детей в музей как можно раньше, а также пожелала каждому встретить такого же проводника в мир искусства, как случилось с ней.

В завершение встречи Зельфира Исмаиловна рассказала о секрете любви к своей работе: «Каждый раз я просыпаюсь с радостью, что мой новый день будет связан с искусством, я не перестаю живо на него реагировать. Это невероятный драйв и в этой работе нет ни капли рутины, хотя директор музея занимается не только культурными вещами, но и бытовыми вопросами, типа протекающей крыши, а также поиском спонсоров, развитием площадок».
«Когда-нибудь все научатся находить равновесие между своими страстями и равнодушием, — изрёк в одной из серий "Смешариков" её постоянный герой — Лосяш, — обязательно научатся...». Была ли эта фраза пророческой, пока неизвестно, однако то, что редакция «Смешариков» и итальянское издательство «Панини» «нашли друг друга», — не только явилось радостной новостью для всех коллекционеров наклеек, а также тысяч, и тысяч, и тысяч поклонников легендарного анимационного сериала, но и стало главной темой открытого интервью представителей двух сторон, встретившихся на ММДКЯ. Главный редактор ГК «Рики» Константин Ушаков и маркетинг-директор издательства «Панини» Элеонора Белопухова рассказали о том, что общего у Совуньи и бразильского футболиста Малкома, сколько Смешариков было придумано изначально и как устроена вселенная мультфильма, представленная в альбоме. Работяга-Копатыч, артистичный Каркарыч, хозяйственная Совунья или «женщина-кошка» Нюша? Чтобы выяснить, кто они в этом мире Ромашковой долины, гости встречи, прошедшие тест по QR-коду, наконец получили ответ.
Презентация автобиографической книги телеведущего Юрия Николаева «Здесь всё по-честному» началась с выступлений на Главной сцене юных участников академии «Утренняя звезда» и шоу «Голос.Дети» — Габриэля Александрова, Анны Волковой, Никиты Данько и Марии Политиковой. Новая книга Юрия Николаева — это уникальный шанс узнать историю жизни известного телеведущего. Он откровенно рассказывает о своём творческом пути, работе на телевидении, перипетиях личной жизни и друзьях. Книга богато иллюстрирована фотографиями из личного архива. Целая глава посвящена легендарному проекту «Утренняя звезда», в которой рассказывается как сегодняшние звезды приходили на сцену юными ребятами. На встрече телеведущий поделился эпизодами из жизни и ответил на вопросы зрителей.

Книга «Здесь всё по-честному» вышла в издательстве медиагруппы «Красный квадрат» — креативно-технологическая компании, один из лидеров в области производства мультимедиа контента.
50 лет назад волгоградская художница Нинель Пирогова создала тонкие и нежные акварельные иллюстрации к сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». До недавнего времени немногие взрослые читатели знали об их существовании. «Исправить несправедливость» взялась «Художественная литература». Презентация старой книги про озорного деревянного мальчика, который мечтал о настоящих приключениях, с рисунками Нинель Пироговой прошла в рамках ММДКЯ. Старейший государственный Московский театр кукол в партнёрстве с которым была издана книга, представил музыкальный спектакль по мотивам сказки.

На той же сцене, но чуть позже артисты Московского детского театра эстрады примерили роли героев, созданных другим классиком советской литературы, автора «Незнайки» и «Живой шляпы», «Фантазёров» и «Веселой семейки» — писателя, драматурга и киносценариста Николая Носова, сто пятнадцать лет со дня рождения которого отмечается в этом году.
В рамках презентации поэтического сборника «ПоэZия русского лета» с Главной сцены прозвучали стихотворения современных фронтовых поэтов Марии Ватутиной, Дмитрия Молдавского, Анны Ревякиной и Ольги Старушко. Книга вышла в издательстве «Эксмо» в сотрудничестве с телеканалом RT — это сборник стихотворений, поэм и поэтических циклов 25 авторов, которые с 2014 года создают новую фронтовую поэзию. Их произведения пронизаны болью и горечью потерь, но в то же время — надеждой, мужеством и непоколебимой верой в торжество победы. Сборник решили издать для того, чтобы большее количество людей имело возможность познакомиться с современной фронтовой поэзией.
Домовые помогают людям сохранять мир и гармонию в доме. Но Финник — не такой! О том, какой же он на самом деле — первый в мире домовой-сыщик, распутывающий самые таинственные преступления в городе Берге, дождливым субботним вечером гостям ММКДЯ рассказал человек, знающий об этом зелёном мохнатом существе не понаслышке. Актёр озвучания Михаил Хрусталёв, чьим голосом говорит Финник, признался, что подошёл к «проработке» своего персонажа самым тщательным образом: «Когда команда художников показала мне, как Финник будет выглядеть и двигаться, какими будут его мимика и характер, первый вопрос, который я задал, звучал так: "А какой у него допуск по уровню наглости?"». Дерзкий, но добрый, обаятельный, но неуклюжий, трусоватый, но честный — многогранный Финник, который впервые появился на большом экране, затем переместился в сериал, теперь существует на страницах ярко иллюстрированной книги, которую выпустило издательство «Эксмо». И по словам Михаила Хрусталёва, это пошло на пользу всем: и нагловатому Финнику, и его милейшим создателям, но в первую очередь, конечно, читателям: «Книга позволяет узнать о том, чего нельзя узнать, посмотрев даже все серии фильма. В ней очень много нюансов и подробностей. Впрочем, главная её ценность, конечно, в другом: читая книгу, можно самому представлять то, о чем написано».
Полный зал зрителей собрался на творческую встречу с Александрой Марининой. У автора детективов, чьи произведения расходятся миллионными тиражами, впервые вышли одновременно две совершенно разные книги: детектив «Дебютная постановка» и новинка в жанре нон-фикшн, продолжение серии «Больше, чем история», «Генрих Шестой глазами Шекспира» — настоящее историческое расследование. Писательница рассказала о своих планах полностью закончить цикл исторических хроник Шекспира.

Ведущий мероприятия Андрей Краснов задал гостье каверзный вопрос — сколько раз московская книжная ярмарка упоминалась в ее произведениях. Писательница вспомнила только один, но этот ответ оказался неверным. На самом деле упоминание ярмарки было три раза: в «Дебютной постановке», «Горьком квесте» и «Чувстве льда».
Перед Главной сценой собралась армия поклонников творчества популярной писательницы Лии Арден. Автор бестселлера «Мара и Морок» рассказала о первой книге нового цикла «Нити судьбы» — «Во главе раздора» — в жанре городского фэнтези с авторским мироустройством и опорой на древнегреческую мифологию богов первого поколения.

Писательнице задавали множество вопросов, касающихся ее творчества, начинающие авторы спрашивали профессионального совета. Лия рассказала, что в последующих произведениях планирует использовать шумерскую и древнеегипетскую мифологию, а также дала совет, что делать, если случился творческий ступор: «В случаях если нет мыслей, начинайте много читать, особенно то, о чем не читали ранее. Мозг начнёт структурировать поступающую информацию и обязательно родится какая-то новая идея».

За некоторое время до окончания мероприятия ведущий Андрей Краснов отметил тенденцию перемещения аудитории по залу — это почитатели творчества Лии Арден начали заранее выстраиваться в очередь на автограф-сессию, которая, в итоге, длилась три часа.
ММКЯ и ММДКЯ. День 5
В последний день 36-й ММКЯ, при максимальной заполненности площадок, состоялись одни из самых ожидаемых встреч ярмарки — с психологом Михаилом Лабковским, мастером детектива Дарьей Донцовой и тренером по художественной гимнастике Ириной Винер.

Автор бестселлеров «Хочу и буду» и «Люблю и понимаю», психолог Михаил Лабковский отвечал на вопросы зрителей на Главной сцене. Темы поднимались самые разные — что нужно человеку для счастья и какое оно вообще, тема воспитания детей, личных взаимоотношений и смысла жизни. Вот несколько простых, но очень важных правил от Михаила Лабковского: «Здоровье — это отсутствие болезни, а счастье — это отсутствие несчастья», «Уверенные в себе люди ведут себя незаметно. Их главные черты — ответственность, самостоятельность, независимость, умение принимать решения», «Надо не только знать чего ты хочешь, но и что-то делать для этого», «Любовь это, конечно, главное, но в жизни обязательно должно быть что-то ещё».

После встречи можно было получить автограф, а также приобрести настенный календарь на 2024 год с правилами от Михаила Лабковского.
Хармс, Достоевский, Пушкин — каждый задавался вопросом о том, что делать со старушками? И каждый давал свой ответ. Вот и детская писательница Ирина Зартайская, представившая 3 сентября на ММКДЯ свою новую книгу «Бабушка Фиона и школьный автобус», внесла свой вклад в литературное «старушковедение». Историю про «подозрительную», на первый взгляд, бабушку, которая жила одна, и каждое утро, едва проснувшись, выходила из дома в сад, чтобы помахать незнакомым детям, она, по собственному признанию, случайно «подсмотрела» в Интернете. И сразу поняла, что из этого может выйти что-то большое. Например, книга, в которой доброта простых жестов оборачивается ответной заботой, а детская энергия, бьющая через край, направляется туда, где она в этот миг особенно нужна.

Способен ли человек, испытывающий трудности с чтением, влюбиться в литературу настолько, чтобы преподавать ее в школе? Участники встречи, посвящённой скорому выходу на широкий экран художественного фильма Ольги Акатьевой «Я делаю шаг», попытались объяснить, почему они уверены в такой возможности и как именно эту уверенность надо поддерживать. «Одна из задач, которые мы перед собой ставили, готовясь к съемкам фильма, заключалась в том, чтобы рассказать о дислексии не как о болезни или изъяне, а как об особенности восприятия», — заметила Мария Суворова, написавшая сценарий, который был признан абсолютным победителем Конкурса киносценариев, популяризирующих работу учителя. О том, насколько важна в жизни человека — будь то ребёнок или взрослый, с дислексией или без — фигура учителя, рассказала продюсер картины Татьяна Тренина: «Нам было важно показать разницу педагогических подходов. С этой целью мы привлекали экспертов в области медицины, педагогики и психологии. Прежде всего, мы хотели создать честный фильм. Очень добрый, тёплый, лиричный. Фильм о доверии и заботе. И, конечно, о любви».
У сцены «У страниц нет границ» собрались читатели Дарьи Донцовой — писательница представила свои новые книги: детективный роман «Слон для дюймовочки» и детскую книгу «Печать любви». Писательница рассказала историю, как однажды проводила концерт на День города и другие интересные случаи из жизни, дала советы начинающим авторам и ответила на множество вопросов из зала.
Скандалы, интриги, расследования — и чтобы дело было раскрыто, а зло — наказано! Разве не этого ждут читатели от остросюжетных детективов? По крайней мере, те читатели, которые 3 сентября пришли на встречу с мастерами жанра: Антоном Чижом, Людмилой Мартовой, Анной Поляковой, Галиной Романовой и Еленой Дорош. «Детектив — это сказочное зеркало, в которое люди смотрят на жизнь, стараясь увидеть в нём себя», — убеждённо заявил Антон Чиж, автор романов про молодого талантливого сыщика Алексея Пушкина и гениальную воровку Агату Керн, действие которых разворачивается в конце XIX столетия. О том, что в такое «зеркало» любят смотреть читатели обоих полов, известно всем, а вот о том, чем же всё-таки условный мужской детектив отличается от условного женского, смогли узнать лишь посетившие встречу гости. Отличие это, обнаруженное Антоном Чижом непосредственно во время мероприятия под одобрительные возгласы своих коллег, заключается в том, что главные герои женского детектива в конце его «непременно поженятся», а главные герои мужского — «не поженятся никогда».
Одним из самых волнительных и долгожданных событий ММКДЯ стало объявление победителей пятого сезона Всероссийского литературного конкурса «Класс!», учрежденного Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. В этом году на конкурс было подано 13 тысяч заявок от учеников 8-11 классов из 73 субъектов РФ. Члены жюри во главе с председателем — директором Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Владимиром Григорьевым, выбрали 50 финалистов. «Сегодня я вспоминаю первый сезон нашего конкурса и мне даже не верится, что прошло уже пять лет. Однако именно тогда, пять лет назад, я понял, как плохо мы знаем нашу большую страну. Учреждая конкурс, мы думали о том, чтобы все регионы смогли принять в нём участие. Мы выстраивали систему таким образом, чтобы, став чуть старше, бывшие участники «Класса!» попытали удачу, отправив свои произведения на суд премии «Лицей», а потом и «Большой книги». Мы мечтаем о том, чтобы они выбрали литературу как будущую профессию», — признался Владимир Григорьев.

В номинации «Народное голосование» победила Анастасия Полякова из Москвы, написавшая рассказ «Утро». Специальный приз в номинации «Выбор педагога» награду из рук куратора проекта Анастасии Скорондаевой получила Алена Заика. А в новой номинации — «Выбор старшеклассников» лучшей оказалась Алиса Паньшина. Редколлегия журнала «Юность» выбрала пять авторов, рассказы которых будут опубликованы в одном из ближайших номеров: Летисию Лоуренсо Да Силва, Дарью Потапову, Софью Симонову, Ульяну Бацких и Алёну Заику.

Основными лауреатами пятого сезона конкурса стали Дарья Баранова (Архангельская область), Александра Ситникова (Московская область), Иван Гуменник (Санкт-Петербург), Яна Павлюк (Новосибирская область), Юлия Ялугина (Чувашская республика) и Алена Заика (Тюменская область). Мария Коленова из Вологодской области завоевала гран-при.
Под занавес ярмарки на Главной сцене состоялась презентация автобиографии легендарного тренера по художественной гимнастике Ирины Винер: «Я — никто...» 25 лет подряд её воспитанницы на пьедестале — олимпийские чемпионки Анастасия Близнюк, Юлия Барсукова, Алина Кабаева, Евгения Канаева, Маргарита Мамун и другие звезды олимпийской сборной. Ирина Винер вывела российскую художественную гимнастику в абсолютные мировые лидеры, сделала любимым видом спорта для тысяч девочек.

От аудитории прозвучало много вопросов: о подготовке спортсменов к важным стартам, борьбе с лишним весом, выстраивании отношений с родителями подопечных, а также о личных предпочтениях в искусстве.

«Чтобы достойно выступать на соревнованиях, надо любить музыку и быть смелым человеком», — поделилась секретом Ирина Александровна. Себя она называет линейным тренером и считает что это и призвание, и наука, и профессионализм.

Очаровательную нотку в мероприятие внёс любимый питомец Ирины Александровны — собачка по имени Хасан. Он кокетливо побегал по залу, потом устроился у ног хозяйки и ведущего.